ESForce Holding купил CSGO Lounge, или Букмекеры, Virtus.pro и общая крыша.
Сравнительно недавно некий олигарх, ФИО которого нынче появляется в киберспортивной прессе даже чаще, чем тот самый выпуск программы «Намедни» в ностальгических текстах, вслух собрался влить в прогейминг много денег. Мы на Progamer.ru даже попытались устроить мозговой штурм на тему, куда в киберспорте вообще можно потратить 100$млн имени Алишера Усманова, и не смогли прийти ни к чему сильно конкретному. Как показала история, это потому, что мы, во-первых, таки молодые и наивные, а во-вторых потому, что не хотим думать про нехорошее.
К чему это я.
Тут блог esportsobserver.com раскопал подтверждение мутящим эфир слухам, что ESForce Holding (дочка USM Holding, бывшая Vrtus.pro Group) помимо прочего прикупили себе 90% польской конторы Lounge Sp.z.o.o. То есть, купил 90% CSGO Lounge. Люди, стоящие над Virtus.pro и (частично) Natus Vincere.
По слогам: молодцы-инвесторы теперь одновременно владеют прогеймерской командой и бизнесом по приему ставок на киберспорт. А также компанией-устроителем турниров, завязанным на киберспорт ритейлером и студиями по созданию тематического контента. Esportsobserver вон и вовсе говорит, что ESForce стоит над целыми 180 сайтами из СНГ, посвященными прогеймингу. Ваш покорный в принципе затруднился бы назвать два десятка подобных ресурсов и на самом деле не знает, откуда именно взята эта цифра (а еще статистика, согласно которой бизнес ESForce охватывает 80% киберспортивной аудитории СНГ); блог отсылает нас к заявлением самого холдинга. Жаль, без гиперссылки.
Зато с доказательством по главному делу все в порядке. Цифровую версию договора о покупке ESForce 90% Lounge на польском языке со всеми необходимыми идентификаторами может свободно скачать любой желающий.
Nota bene: несмотря на очевидный любому здравомыслящему человеку потенциал для прокрутки всяких веселых схем по сравнительно честному отъему денег у прогеймерского населения, за руку ESForce с Virtus.pro никто не хватал, и на данный момент любые пересуды на темы «было — не было» и «будет — не будет» есть чистая спекуляция.
Другое дело, что заниматься одновременно киберспортивными коллективами и киберспортивными букмекерами — не знаю, неэтично, что ли. Вот был я вчера простодушным болельщиком «Виртусов», а сегодня мне уже надо каждый первый раз убеждать себя в том, что их подопечные не занимаются договорняками. Просто потому, что ну уж очень близко они там друг от друга стоят. С другой стороны Луны, наверно, тоже будет весело. Смотришь на коэффициенты по ставкам и гадаешь, насколько сильно множитель 2.5 коррелирует с букмекерским инсайдом.
Ну и нельзя не отметить, как здорово ESForce взяли и купили себе киберспорт. Весь, хе-хе. Целую, если хотите, производственную цепочку. С прогеймерамми, организаторами ивентов, командами стримеров, тематическими сайтами и букмекерскими конторами. Разве что игры сами не делают и ключи к сокровищницам не продают и действуют по большому счету на одном локальном рынке.
Что же до самих CS Lounge, то ресурс сейчас пытается выскочить из петли, накинутой на киберспортивных букмекеров самими Valve. Lounge взяли курс на обеление своей деятельности и хотят вслух объявить всему свету, что они — сайт с азартными развлечениями, и получить соответствующую лицензию. Напомним, что ставки на ресурсе делаются не деньгами, а внутри-игровыми предметами Counter-Strike: Global Offensive… у каждого из которых есть своя цена в реальной валюте. Иногда — очень даже внушительная.
Из-за ультиматума от Valve CS Lounge пришлось резко сменить свою модель поведения с законом и отстранить от ставок жителей многих европейских стран, а также США. Впрочем, ни Россия, ни Украина, ни Белоруссия, ни Казахстан, ни кто бы то ни было из СНГ под вынужденную заморозку не попали.
Интересный момент — если валвовцы того захотят, CS Lounge все равно будет предан анафеме и последующему отключению ото всех сервисов Steam. С лицензией или без. В таком случае Lounge придется либо бодаться с валвовскими юристами, либо трансформироваться дальше. Скажем, в сайт про денежные ставки на прогейминг. Аудитория-то уже набрана.
Да и инвестор вон появился.
UPDATE от 21.08.2016:
По просьбе одного счастливого обладателя кепки SK Gaming сообщаем: намедни ESForce купили еще и SK. Точнее, две трети их акций. Сейчас главная ударная сила SK — это их бразильска команда по Counter-Strike: Global Offensive, что отсылает нас к изначальной проблеме. Отныне в группе риска внутреннего сговора значится еще и этот проект с богатой историей и не очевидными да данный момент перспективами.